Из Тейтов
Муж показал один текст 1926 года, который стоило бы привести целиком - так в нем все хорошо.
По ссылке - о любителях, профессионалах и искусстве.
По ссылке - о любителях, профессионалах и искусстве.
Но следует из него, что ни у кого нет оправдания. У профессионалов во многих сферах - потому что они работают в далеко не таких злых условиях; у нас - потому что мы вообще никому ничего не должны.
Да, профессионал не обязан делать гениальные снимки. Но взявши за работу деньги он как бы объявляет себя мастером. И должен, как по букве договора, сделать фото не обязательно (но возможно) гениального содержания, но надлежащего качества. Будь то качество света, композиции или обработки. А если мастер не овладел навыками, не набил глаз, руку или просто не способен увидеть через обектив то, что фотографу видеть положено, и отдает дрянные работы заказчику (даже если заказчик того не видит), то он не мастер - он шарлатан. И хорошо, что он фотограф, а не врач.
Что мне еще не нравится: обязательство в поиске нового и гениального возложенные на любителя. Нет, пока человек снимает сам и для своего удовольствия - ни кому он не обязан (но может). И да, не нужно его попрекать дорогими игрушками. Не то время. Игрушки не настолько дорогие. Пусть как хочет так и снимает. Хочет - никому не показывает. Хочет - показывает и получает любое мнение от замечательно до невозможно. Пока не объявляет себя профессионалом - пусть играется. Игра, все же, один из самых эффективных способов обучения.
Что мне кажется верным в статье и давно на языке вертится. Любителю что бы не врать ни себе ни окружающим хорошо бы фотографию любить. Я могу представить фотолюбителя без фотоаппарата, но фотолюбителя без фотографий не могу. Сейчас фотографий вокруг много и всяких и за просто так. (И книжек по фотографии и о фотографии также множество.) И любитель который не интересуется и не знакомится со всем этим - все же несколько мне кажется лукавит.
И описанное, кстати, к другим творцам тоже относится. Я довольно быстро заметил, что самый обескураживающий например для "молодых поэтов" вопрос: "что вы вы читаете?". Все о том же вопрос.
Но еще из него следует, что у всех равные шансы на прекрасное, и у любителя их даже больше, чем у профессионала.
И еще в нем постулируется замечательная по своей простоте идея, которую мы в современном мире игнорируем: любитель - это не подмастерье, не дилетант, не качественное состояние перед профессионалом, а совершенно другое измерение. И носить звание любителя надо не как фиговый листочек, прикрывая им собственную некомпетентность и стыдясь его самого, а с любовью и гордостью за дело, которым занимаешься (конечно, вкладывая в него силы и умения, куда ж без этого).
Noiseless, представь, что у всех равные шансы нарисовать шедевр, и эти шансы "применяются" (бросается кубик?) каждый раз, когда ты берешься за карандаш. Да, это мотивирует чаще браться за карандаш - но да, это мотивирует браться за пистолет, если ты уже в стотысячный раз взялась за карандаш, а все еще без шедевра.