Из Тейтов
Мы расположены к кому-то, если он приятен в общении или интересный собеседник, или у него попросту всегда есть для нас время - а не потому, что он хороший человек.
вот мне кажется, нет. Мораль - это же дело такое, культурально обусловленное. Наносное. Здесь одна мораль хороша, тысячей километров южнее- другая.
Agreed. Но тогда выходит - в пределе - что мы расположены и добры к тем, кто расположен и добр к нам
Или мы ему, если исходить из очень старой циаты, что "Мы любим человека за то хорошее, что мы ему сделали и ненавидим за то плохое, что сделали ему".
субьекта обьектачасти поступка.Ну тупо: умения ценить за то, что старушку сферическую перевел через дорогу, а не конкретно нашу бабушку.
А если он кому-то делает хорошо, а мне не делает ничего, то он скажем так "абстрактно хороший".
Леша, в пределе - так и есть.
Окей. Но тогда какие к черту "хорошие" и "плохие" люди, зачем огород городить?
мне кажется, что все эти понятия далеко не полностью определяют отношение к человеку и тем более его "хорошесть".
Ну, например, вот есть человек честный. Он принципиально всегда говорит правду. Точнее то, что считает правдой. Не считаясь с чувствами остальных. Так и говорит, например, в лицо - я считаю, что ты поправилась чрезмерно и еще мне не понравилось, как ты себя вчера вела. И муж твой тебе изменяет. Меня вот просили не говорить, а я все равно скажу. Изменяет.
Или есть человек верный. Например, он женат и верен жене - что само по себе очень похвально. А ты, например, в этого человека влюблена. И он, например, тоже. И у вас разворачивается чудовищно драматическая любовная история. И в один прекрасный момент он говорит - не могу я. Я принципиально верен своей супруге. И вот все это, конечно, очень хорошо, но ты сидишь дома и плачешь. И не факт, что к этому человеку ты будешь относиться хорошо из-за того, что он вот такой верный.
Всех краше преданность. Человек, который истинно предан своему делу, например, или своей родине, или тому и другому вместе. И то, насколько обеспечена, к примеру, его семья, для него второстепенно - пусть даже жена в декретном отпуске пытается как-то заработать денег на еду - а парень всем сердцем предан своему благородному делу, социальной инициативе, пусть она даже и не оплачивается и поглощает все время. И дело свое он не предаст.
я это все к тому, что если человек верен и предан тебе, и честен с тобой ( ну, или с дорогими тебе людьми) тогда, когда ты этого просишь - вот это реально определяет отношение к человеку. А то, насколько он предан чему-то своему и верен своим друзьям и своим принципам из своей головы - далеко не всегда.
Так что согласна с Ларошем.
А, ну и еще - про культуральную обусловленность. Простейший пример - в более или менее религиозных обществах понятие верности, например, супружеской, трактуется и оценивается очень по разному. Где-то и камнями забрасывают - такой человек становится плохой, один раз нарушив клятву верности. Понятие преданности тоже - где-то приемлемо говорить о том, что ты ни разу не предан курсу партии и правительства (или заветам Господа) - а где-то это ни разу не критерий оценки по принципу плохой\хороший. Как-то так.
То есть никто из вас действительно не будет считать хорошим человеком того, о котором вы доподлинно знаете, что он хороший, если вас он лично чем-то обидел или попросту вам чем-то неприятен?
Вы что, правда?
Я же не оцениваю рационально людей, я просто отдаю себе отчет в том, что одни и теже поступки разные люди могут трактовать по-разному, и отзываться о ком-то могут по-разному. Вон Долохов в "Войне и мире", если на личности переходить - хороший или плохой? Лев Николаевич пишет, что он был самый нежный и заботливый брат и сын. Ну так для мамы и сестры он был, безусловно, хороший. А для остальных персонажей романа?
Часто так бывает, мне кажется.
И еще - я думаю, оно так само получается. Никто не рассуждает. Просто думаешь - вот какой хороший! А если разбираться, то тут и выплывет, что это потому, что с тобой такой.
А вообще говоря, у меня такое ощущение, что я погрязла в словах и никак не могу выразить то, что хочу сказать, и поэтому мы по-разному понимаем одни и те же написанные фразы.
С плохим несколько сложнее. Вот он для всех хороший, а для меня - козлина. Так я и задаю себе вопрос - может он и для остальных не так уж хорош, а просто притворяется?
2. Если несколько человек напишут свои списки "хороших" моральных качеств, эти списки не совпадут. Вернее, с большой вероятностью слова в них совпадут. А понятия - нет. А есть же еще полнота и правильность информации о человеке. Вот Робин Гуд (не на личности же переходить) - он вор или благодетель? Или вот человек нахамил мне и едва по полу не вывозил из намерения открыть мне глаза на мою неправильную жизнь (а я вот думаю, что я живу правильно, а он - наоборот, нет) - он хорошо поступил, или нет?
3. Наконец, хорошее - это поступки, намерения или моральные качества? Ежели я, как уже было сказано выше, из побуждения "врать нехорошо" другим людям жизнь разрушил - я молодец? Врать ведь в самом деле нехорошо, а быть последовательным и принципиальным - хорошо.
Что касается второго - я не говорю за всех. Мы видим только изнутри собственной головы. И судим о мире сообразно своей шкале или моральному набору, по которым судим и о себе. Мне неинтересно, считают ли "все" какого-нибудь Робин Гуда хорошим человеком. Мне интересно, есть ли те, кто считает своего собственного Робин Гуда хорошим человеком, но не расположен к нему. Или те, кто расположены к своему собственному Робин Гуду, хотя он с их точки зрения - нехороший человек.
А что касается третьего... Это большой и долгий разговор - что именно из поступков, качеств или намерений позволяет назвать человека хорошим. Мы со старшим поколением сегодня несколько часов на него уже убили - несмотря на то, что вербально общаться в разы проще и удобнее, чем в сети. Так что даже не знаю, стоит ли здесь начинать.